fractal

Иван Сторожев


Previous Entry Share Next Entry
fractal

Ганс Фреймарк. Магия и сексуальность. Глава 1. Культ пола. Часть 3 из 3.

Ганс Фреймарк. Магия и сексуальность. Глава 1. Культ пола. Часть 3 из 3.

На сѣверѣ Германіи существовалъ культъ Нертуса; Тацитъ видитъ въ немъ подобіе культа Кибелы. По мнѣнію Mannhardt'а слово Nerthus не значитъ богиня; по всей вѣроятности, здѣсь подразумѣвается „мужественность" или „проявленіе мужественной силы" или „человѣкъ, который проявляетъ себя, какъ мужчина". Поэтому, въ лицѣ Nerthus'а слѣдуетъ видѣть бога плодородія. По словамъ Тацита, всюду, куда Nerthus ни пріѣзжалъ, его встрѣчали, какъ „званнаго, дорогого гостя;" всякіе раздоры при этомъ прекращались и  ему оказывали  величайшій  почетъ,  соотвѣтствующій значенію его культа.


Среди германскихъ женщинъ Фаллусъ пользовался самымъ глубокимъ поклоненіемъ, Olaf Rudheck[56], видѣвшій въ Фуллусѣ символъ солнца, по этому поводу замѣчаетъ: „Онѣ поклоняются Фаллусу въ надеждѣ, что плодовитость распростретъ свое благодѣяніе, какъ на всю землю, такъ и на нихъ самихъ. Ими руководилъ не мотивъ сладострастія, а соображенія материнскаго достоинства, ибо для нихъ не было ничего болѣе отвратительнаго, какъ безплодная красота". Римлянe послѣ побѣдоносныхъ походовъ своихъ отдавались всевозможнымъ церемоніямъ пріапова культа; послѣдній былъ усвоенъ и другими племенами, у которыхъ „символъ жизни" пользовался религіознымъ почитаніемъ. Германцы воздвигали Пріапу алтари, статуи; подъ его защиту они отдавали свои поля и города; имъ же они пользовались для того, чтобы предотвратить отъ себя всякую порчу[57].


Пріаповъ культъ былъ до того популяренъ въ Антверпенѣ, что онъ просуществовалъ тамъ вплоть до XVII вѣка. Онъ былъ извѣстенъ тамъ подъ именемъ Перса. По словамъ Горонія[58], въ Антверпенѣ существовалъ извѣстный храмъ Пріапа; къ нему стекались многочисленные паломники. Статуя Терса находилась также у воротъ городской тюрьмы, Gölnitz[59] сообщатъ, что бездѣтныя размѣшивали кусочки штукатурки этой статуи  въ водѣ и принимали внутрь.


Славяне, жившіе въ Пруссіи, почитали Фаллуса въ лицѣ Потримпа. Онъ являлся существомъ среднимъ мeжду мужчиной и женщиной.


Въ финляндской области, Кореліи, пользовался большимъ почитаніемъ Укко, богъ грома и плодовитости. Этому Укко поклонялись и эсты. Празднества въ честь его происходили въ дни весенняго равноденствія; бездѣтныя женщины обязаны были принять участіе въ нихъ. Въ сущности эти праздники представляли изъ себя самыя дикія вакханаліи, сопровождаемыя обильными, щедрыми жертвами богу Укко.


Культъ пола сохранился отчасти и въ христіанской церкви. Послѣдняя должна была примириться и принять въ себя цѣлый рядъ обычаевъ и предразсудковъ, съ которыми сжился народъ еще съ давнихъ временъ. Выходъ изъ этого положенія она нашла въ томъ, что удѣлила своимъ святымъ тѣ функціи, которыми завѣдывалъ Пріапъ. Какъ передаетъ Komble, въ Англіи одинъ священникъ заставилъ маленькихъ дѣвочекъ вести хороводную пляску, онъ же тѣмъ временемъ проносилъ передъ ними изображеніе Пріапа.


Согласно даннымъ, приводимымъ Симмахомъ и Макробіемъ, культъ Венеры сохранялся еще очень долго въ христіанскомъ мірѣ, какъ напр., въ Италіи и вообще во всей Римской имперіи. На христіанскомъ востокѣ храмъ Венеры въ Іеменѣ былъ разрушенъ Калифомъ Османомъ. Самый же культъ продолжалъ однако существовать еще долгіе вѣка. Съ введеніемъ Ислама новообращенные въ моменты приступа жестокаго сладострастія все же обращались къ el-khabar, къ великой. Сарацины, перешедшіе въ христіанство, получили отъ церкви формулу отреченія,  въ которой также фигурировалъ el-khabar. Все это лишній разъ доказываетъ, какъ велико было почитаніе этого божества. Исламистско-христіанская секта, друзы, во время своихъ тайныхъ богослуженій посвящаютъ женскимъ органамъ особый культъ; это совершается преимущественно въ пятницу вечеромъ. "Ихъ церемоніи" говоритъ Lajard[60] "могутъ вызвать въ человѣкѣ самое горячее возмущеніе, если не принять въ соображеніе, что онѣ покоятся на предписаніяхъ чистѣйшей морали"; вѣдь половой актъ для друзовъ — смертный грѣхъ. Нозанры воздаютъ почести Ктеисъ; половой актъ. является для нихъ единственнымъ средствомъ общенія съ божествомъ.


Въ Провансѣ, Лангедокѣ и Ліонѣ пользовался большимъ почетомъ св. Футэнъ, послѣдователь Пріапа. Св. Футэну приписывалась сила надѣлять плодовитостью тѣхъ женщинъ, которыя были лишены ея; онъ вселялъ пламенную страсть въ душу тѣхъ мужчинъ; которые лишились ея; онъ утишалъ тайныя страданія". Согласно ритуалу ему подносили изображенія ослабленныхъ или больныхъ членовъ. Амбренская церковь имѣла среди самыхъ важныхъ реликвій своихъ фаллусъ этого святого; благочестивыя женщины часто обливали этотъ фаллусъ виномъ. Въ Puyne-Valay почитаніе св. Футэна продолжалось до XVIII вѣка. Статуя его имѣла видъ громадной фаллической вѣтви. Женщины, нуждавшіяся въ его помощи, откалывали мелкія частицы отъ этой статуи, размѣшивапи ихъ въ водѣ, которую пили для поднятія своей плодовитости. Слѣды культа св. Футэнд можно найти и въ Германіи. Одинъ нѣмецкій авторъ говоритъ о немъ, какъ о святомъ, пользовавшемся большой извѣстностью въ XVII вѣкѣ; дѣвушки въ день своей свадьбы приносили ему свое дѣвичье платье.


Здѣсь слѣдуетъ отмѣтить еще и св. Кюммернъ, отличавшуюся андрогинической организаціей; въ католической части Баваріи женщины, страдающія болѣзнями матки, воздавали ей религіозныя почести. Подношеніями служили изображенія жабъ. Въ самыя древнія времена матку ставили въ какую-то таинственную связь съ жабой. И въ Эльзасѣ истеричныя, бездѣтныя женщины приносятъ въ жертву жабъ; но изображенія ихъ чаще всего подносятъ къ статуѣ св. Витта. Тѣ же самыя жертвы приносятся и другимъ божествамъ въ надеждѣ пріобрѣсти способность къ дѣторожденію[61].


Въ Bourg-Dieu фаллическій святой назывался Saint-Guerlichon или Saint-Greluchon; въ настоящее время этимъ именемъ обозначается сутенеръ. Бездѣтныя женщины, отыскавшія такого святого, молились въ его капеллѣ въ теченіе девяти дней. Онѣ припадали къ статуѣ, которая лежала горизонтально, и въ глубокомъ экстазѣ возносили молитвы къ богу. Затѣмъ онѣ соскабливали слегка статую, размѣшивали осколки съ водою и выпивали ее. Къ этой же категоріи святыхъ относятся и St. Gilles въ Бретани, St. Rene въ Анжу и St. Arnaud въ провинціи Бурниньонъ. Но тогда какъ первые два находились на такомъ же положеніи, что и св. Грелихонъ, третій доставлялъ человѣку всѣ блага плодовитости при одномъ только взглядѣ, брошенйомъ на его фаллусъ. Обыкновенно Фаллусъ былъ закрытъ передникомъ. Въ окрестностяхъ Бреста этотъ святой былъ извѣстенъ подъ именемъ Гиньолэ.


Съ дальнѣйшимъ развитіемъ человѣческой культуры всѣ эти культы были устранены; но тогда возникъ вопросъ о томъ, чѣмъ можно было бы ихъ замѣнить, Выходъ былъ найденъ очень легко. Напр., бездѣтныя женщины должны были пить воду изъ источника, посвященнаго святому; или — въ теченіе 9 дней возносили къ нему молитвы. Въ храмѣ святой дѣвы изъ Орсиволя онѣ должны были стоять, обнявши обѣими руками церковную колонну. Или онѣ цѣловали желѣзный стержень, Роландовъ мечъ, имѣвшій отчасти фаллическое значеніе. Въ Сарагоссѣ, въ церкви св. Anton de Paula женщины обыкновенно припадали къ гробу святого, дарующаго плодовитость. Въ общинѣ Сенъ-Жаньве 20 Іюня совершаются паломничества къ храму св. Іоанна и св. Ремигія. Сюда стекаются мужчины, женщины и дѣти. Всѣ они совершаютъ жертвоприношенія съ возліяніями. Вино, которое служитъ для этой цѣли, они смѣшиваютъ съ водой изъ источника св. Іоанна и выпиваютъ. Эта смѣсь служитъ, по ихъ мнѣнію, прекраснымъ средствомъ противъ безплодія, импотенціи и сглаза.


Въ Италіи мѣсто Пріапа занимаетъ св. Космасъ. Страждущіе и угнетенные приносятъ въ жертву изображеніе Фаллуса, сдѣланное изъ воска.


Даже въ христіанскія времена и подъ христіанскими  правителями Фаллусъ  служилъ  особымъ  членомъ судебной присяги. Герцогъ Бретанскій, Гоэль Добрый, издалъ для англійской провинціи, Валиса, законъ, въ силу котораго изнасилованная женщина, желая привлечь къ отвѣтственности своего насильника, должна была принесхи присягу, держа свою правую руку на святыхъ мощахъ, а лѣвую — на половомъ органѣ подсудимаго. Этотъ обрядъ наблюдается еще въ настоящее время у арабовъ, особенно когда они хотятъ торжественно подкрѣпить данное ими обѣщаніе. To же самое дѣлали и евреи при различныхъ видахъ присяги. Такая присяга была нерушима. Въ XIV вѣкѣ синодальные статуты турской церкви предписали трехдневный постъ тому человѣку, который, стоя передъ fascinum'омъ, сдѣлаетъ своей рукой символическій знакъ, изображающій соединеніе мужскихъ и женскихъ половыхъ органовъ, т.-е., фигу. Здѣсь разрѣшено было только произносить молитвы, въ родѣ "Отче Нашъ" и т. д.[62] Fascina — это изображенія, символизирующія подобное соединеніе мужскихъ и женскихъ половыхъ органовъ; они находились обыкновенно на домахъ и церквахъ и служили предохранительнымъ средствомъ противъ всякаго рода колдовства.


Stoll[63] говоритъ, что нѣтъ никакого основанія признавать Fascinum исключительно фаллическимъ амулетомъ.


Вообще, культъ пола, проникшій тайнымъ образомъ въ христіанство подъ видомъ культа Фаллуса, существуетъ еще  и  понынѣ, правда, въ сильно ослабленныхъ и едва замѣтныхъ формахъ. Люди же вѣрующіе, которые взвываютъ къ святымъ за помощью, отлично понимаютъ, въ чемъ дѣло. Изъ этого еще не слѣдуетъ, что протестантизмъ искоренилъ зло, устранивъ святыхъ. Правда, въ протестантскихъ странахъ народъ взываетъ не къ св. Витту и не къ св. Кюммернъ; но онъ, слѣдуя обычаю своихъ предковъ, обращается къ лѣшимъ, водянымъ и тому подрбнымъ духамъ. Человѣкъ даже не знаетъ, какой цѣли служитъ тотъ или иной обрядъ; онъ совершаетъ его непосредственно, зная лишь, что данный обрядъ принесъ тому или иному человѣку пользу. Искоренить это зло совершенно невозможно. Напрасны всѣ обличенія въ глупости и узости человѣческаго рода. Человѣкъ, обрушивающійся на все это, врядъ ли понимаетъ основу этой вѣры. Но покуда послѣдняя существуетъ, сохранятся и всѣ обычаи, связанные съ ней, и даже наиболѣе культурный человѣкъ взываетъ къ старымъ богамъ въ минуту тяжелой душевной драмы. И если они даже остаются глухи къ его мольбѣ, то они все же пріобщаютъ его— человѣка, потерявшаго мѣру естественности, къ общечеловѣческой чертѣ. Иногда это является для него несчастьемъ; но большей частью въ этомъ лежитъ отрада и счастье его. Ибо это пріобщеніе обусловливаетъ собою постиженіе, а за постиженіемъ слѣдуетъ познаніе.

</div>



[1] Phallicism in Japan.


[2] Dulaure, a. а. 0.,  S.  45-48; 50.  Anm  23 u. S. 80.


[3] Amoenilatum exoticarum politico-physicomedicaram fasciculi V, Lemgoviae 1712.


[4] Le Kama-Soutra, Regles de Vatsyayana, Introduction.


[5] Bloch, a. a, N. S. 117/18.


[6] Amsterdam, 1676, S. 161 a.


[7] Abel Remusat, Nouveaux Melanges Asiatiques.


[8] Karsandas Mulji, History of the Sect of Maharaias.


[9] Ploss-Bartels,  Das  Weib in der Natur und Völkerkunde, I, 580.


[10] Krauss, a. a. 0., 16; 18/19.


[11] Buckley, a. a. 0.


[12] Krauss, a. a. 0., 27.


[13] Dulaure, a. a. 0., 49.


[14] Dulaure, a. a. 0., 32.


[15] Dufour, a. a. O.


[16] Dulaure, a. a. 0. 32/33.


[17] Svoboda, a. a. 0. II, 130.


[18] Dulaure, a. a. 0., 27 и 29.


[19] Areleus, lib. 2, Auctorum cap. 12.


[20] Tertullian Ad versus Valentitianos, Tertulliani Opera pag. 850.


[21] Theodoretus, Petrus Castellanus a. a. 0., (Antwerpen, Ausgabe des Hieronymus Verduss) 8. 148—144.


[22] Über alte und noue  Mysterien,  Berlin 1872, S. 109, 44 и 42.


[23] Svoboda, a. a. 0., I, 263.


[24] Lajard, a. a. 0. 90 и 65.


[25] Petersen, Der geheinie Gottesdienst  bei den Uriechen, Hamburg 1848, S. 14.


[26] Dulaure, a. a. 0., 60.


[27] Petersen, a. a. 0., 24 и 26.


[28] Die dorisehe Knabenliebe (Rheinisches Museum für Philologie).


[29] Stall, Das Geschlechtsleben in der Völkerpsychologie S. 526.


[30] Licht, Das etische Moment der sogenannten hellenischen Liebe, Ztschr. f. Sexualwissenschaft Jahrg. I, Heft 8. S. 491/92.


[31] Doriphorus, die Verbreitung der  Päderastie in Japan, aus Krauss, a. a. 0., S. 89.


[32] Stoll, a. a. 0., S. 510.


[33] Dulaure, a. a. 0., 80 и 63 64.


[34] Svoboda, a. a. 0. I 266.


[35] Mannhardt, a. a. 0., S. 572/3.


[36] Dulaure, a. a. 0., 79.


[37] Lippert. a. a. 0., 313114 u. Bastion, Deutsche Expedition I 175.


[38] Dulaure, a. a. 0., S. 148, Aum. 5.


[39] Dulaure 38—41.


[40] Hesekiel 8: 131,14.


[41] Könige II 23,13.


[42] Andreas Beyer, Additameuta ad Joh. Seldeni de düs Syrüs Syutagmata, Leipzig 1668, 5. Kop. Syntagma I Baal-Peor.


[43] R. Salomon Jarchi, Commentarius in Quinque libri Mosis, Gothae 1718. Kap. 25.


[44] Dulaure, a. a. 0. S. 51 и 61, Aum. 9.


[45] Preuss, K. Th., Phallische Fructbarkeits — Dämonen als Träger des altmexikanischen Dramas, Archiv f. Anthropologie, Neue Folge, Bd. I Hraunschweig. 1904.


[46] Pewkes, Walter, Tusayan Katanas in Fifteenth Annual Report of the Bureau of Ethnology 1893—94 Washington 1897, R. 251 ff.


[47] Heckethorn, The Secret Societies of a II Ages and all countries, I 97, 98.


[48] Madrid 1780, Bd. 2. 1. 2. Kap. 17.


[49] Lib. XVII. Kap. 17. Stoll, a. a. 0., S. 958.


[50] Ellis, Roise durch Havaii und Owhyhco, Hamburg 1828, S. 172.


[51] Heckethorn, a. a. 0., II 286.


[52] Bieber, Gescblechtsleben der Aethiopier, Antrophyteia V.


[53] Johnston, H. H., Der Kongo.


[54] См. Pömer, Die andropgynische Idee des Lebens, Jahrbuch f. sex. Zwischenstufen V; II R. 744.


[55] Mannhardt, a. a. O., S. 591 и 589 90.


[56] Atlautica, Upsala 1679.


[57] Dulaure, a. a, 0., 91.


[58] Ivan. Goropii Becani, Origines Antwerpianae, 1569. Buch I, S. 26 и 101.


[59] Ulysses Belgico Gallicus von Abraham GölInitz Leyden 1631 S. 57.


[60] Lajard, a. a. 0., 53/54.


[61] Hovorka u. Kornfeld, Vergleichende Volksmedizin, Stuttgart 1900.


[62] Dulaure, a. a. 0., 84 и 95/96.


[63] A. a. 0., S. 681.


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in